С любезного разрешения авторов публикуем методическое издание,  подготовленное  в рамках проекта
«Территория творчества: арт-технологии в современном образовании» КГАУ «Музей современного искусства» и Детским проектом «Чердак» музея современного искусства «PERMM». 

Каждый ребёнок может стать художником!» — именно под этим девизом живёт и работает команда молодых педагогов музея современного искусства «PERMM». На протяжении пяти лет вместе со становлением музея, путём постоянных экспериментов и поиска новых идей происходит активное развитие музейной педагогики. Результатом этой работы стало появление проекта «Чердак» и образовательной программы для школьников «За ПARTой» — двух самых ярких и системно проработанных направлений по работе с детьми и подростками. На данный момент большинство существующих программ и проектов держится на отдельных личностях, которыми движет безудержный энтузиазм, любовь к детям, искусству и творчеству. Мы надеемся, что со временем этот поток энергии перерастёт в целостную систему музейной педагогики. Это издание — первый шаг в этом направлении.

Редактор, автор идеи: Анастасия Серебренникова.
Научный редактор: Галина Янковская.
Корректорская правка: Елена Тарарухина, Алина Ширинкина, Лариса Павлова.

Тексты: Анастасия Серебренникова, Анастасия Шипицина, Ирина Новичкова, Николай Новичков, Алексей Бойко, Наталья Копелянская, Юлия Глазы- рина, Анастасия Митюшина, Екатерина Владимирцева, Татьяна Гришина, Татьяна Вострикова, Сергей Островский, Любовь Шмыкова, Инга Вьюгова, Аглая Полей.

Дизайн, вёрстка: Пётр Стабровский, Ярослав Субботин.

Фото: Ирина Новичкова, Илья Букирев, Тася Нафигина, Александр Стабровский, Иван Козлов, Анна Сильвертон, Ольга Сорокина, Антон Завьялов, Аглая Полей.

Автор названия: Любовь Шмыкова.

Благодарим за помощь в подготовке издания: Наилю Аллахвердиеву, Арсения Сергеева, Анну Пинаеву, Светлану Лучникову.

В издании использованы иллюстрации (рисунки участников мероприятий и посетителей музея), фотографии из архивов музея современного искусства «Гараж», Пермского краеведческого музея и публичных интернет-источников.

© КГАУ «Музей современного искусства», 2014
© Детский проект «Чердак» музея современного искусства «PERMM», 2014

УДК 379.822
ББК 79.1

ISBN 978-5-00027-014-1

Оглавление 

Предисловие

4. Анастасия  Серебренникова.  Каждый ребёнок может стать художником! 

Контекст: актуальные тенденции музейной педагогики

8 Алексей Григорьевич Бойко. Современное искусство и новые поколения зрителей
20 Наталья Копелянская. Современный музей vs. современный ребёнок: стратегии работы с аудиторией
26 Юлия Глазырина. Child-friendly: город и музей. В поиске счастливых детей
34 Анастасия Митюшина (при участии Екатерины Владимирцевой). Взаимодействие с детьми и подростками в пространстве современного искусства: семь советов от Музея «Гараж» 
44 Анастасия Серебренникова (при участии Татьяны Гришиной). Можно ли познавать мир играя? Эдьютейнмент как актуальная практика 
52 Татьяна Вострикова, Сергей Островский. Давай играть! Игра в музее. Пермский контекст
62 Анастасия Шипицина.  Vive la République! Или как опыт Великой французской революции может помочь в работе с подростками в музее

Проекты: опыт работы с детьми и подростками в музее современного искусства «PERMM»

Детский проект «Чердак» 

76 Ирина Новичкова, Николай Новичков. «Чердак» и его роль: взгляд изнутри и со стороны
80 Анастасия Серебренникова, Ирина Новичкова. Как построить детский проект из скотча, картона и газет
84 Анастасия Серебренникова «Чердак» в действии: творческие мастерские, регулярные занятия, арт-проекты, фестивали и праздники

Образовательная программа для школьников «За П-ARTой»

Анастасия Шипицина

116 Как мы стали «своими». История проекта
120 Партнёрство ради общего дела. Принципы проекта
124 Присвоение городского пространства. Презентация уличных объектов школьников

Вдохновение: настраиваемся на подвиги и ищем идеи

136 Личные истории. Маленькие открытия на пути к большой цели
144 Где искать идеи? Обзор интересных детских проектов и полезных ресурсов
154 Книги об искусстве, творчестве и музейной педагогике

Читать на ISSUU