Редактор, автор идеи: Анастасия Серебренникова.
Научный редактор: Галина Янковская.
Корректорская правка: Елена Тарарухина, Алина Ширинкина, Лариса Павлова.
Тексты: Анастасия Серебренникова, Анастасия Шипицина, Ирина Новичкова, Николай Новичков, Алексей Бойко, Наталья Копелянская, Юлия Глазы- рина, Анастасия Митюшина, Екатерина Владимирцева, Татьяна Гришина, Татьяна Вострикова, Сергей Островский, Любовь Шмыкова, Инга Вьюгова, Аглая Полей.
Дизайн, вёрстка: Пётр Стабровский, Ярослав Субботин.
Фото: Ирина Новичкова, Илья Букирев, Тася Нафигина, Александр Стабровский, Иван Козлов, Анна Сильвертон, Ольга Сорокина, Антон Завьялов, Аглая Полей.
Автор названия: Любовь Шмыкова.
Благодарим за помощь в подготовке издания: Наилю Аллахвердиеву, Арсения Сергеева, Анну Пинаеву, Светлану Лучникову.
В издании использованы иллюстрации (рисунки участников мероприятий и посетителей музея), фотографии из архивов музея современного искусства «Гараж», Пермского краеведческого музея и публичных интернет-источников.
© КГАУ «Музей современного искусства», 2014
© Детский проект «Чердак» музея современного искусства «PERMM», 2014
УДК 379.822
ББК 79.1
ISBN 978-5-00027-014-1
Оглавление
Предисловие
4. Анастасия Серебренникова. Каждый ребёнок может стать художником!
Контекст: актуальные тенденции музейной педагогики
8 Алексей Григорьевич Бойко. Современное искусство и новые поколения зрителей
20 Наталья Копелянская. Современный музей vs. современный ребёнок: стратегии работы с аудиторией
26 Юлия Глазырина. Child-friendly: город и музей. В поиске счастливых детей
34 Анастасия Митюшина (при участии Екатерины Владимирцевой). Взаимодействие с детьми и подростками в пространстве современного искусства: семь советов от Музея «Гараж»
44 Анастасия Серебренникова (при участии Татьяны Гришиной). Можно ли познавать мир играя? Эдьютейнмент как актуальная практика
52 Татьяна Вострикова, Сергей Островский. Давай играть! Игра в музее. Пермский контекст
62 Анастасия Шипицина. Vive la République! Или как опыт Великой французской революции может помочь в работе с подростками в музее
Проекты: опыт работы с детьми и подростками в музее современного искусства «PERMM»
Детский проект «Чердак»
76 Ирина Новичкова, Николай Новичков. «Чердак» и его роль: взгляд изнутри и со стороны
80 Анастасия Серебренникова, Ирина Новичкова. Как построить детский проект из скотча, картона и газет
84 Анастасия Серебренникова «Чердак» в действии: творческие мастерские, регулярные занятия, арт-проекты, фестивали и праздники
Образовательная программа для школьников «За П-ARTой»
Анастасия Шипицина
116 Как мы стали «своими». История проекта
120 Партнёрство ради общего дела. Принципы проекта
124 Присвоение городского пространства. Презентация уличных объектов школьников
Вдохновение: настраиваемся на подвиги и ищем идеи
136 Личные истории. Маленькие открытия на пути к большой цели
144 Где искать идеи? Обзор интересных детских проектов и полезных ресурсов
154 Книги об искусстве, творчестве и музейной педагогике